Концепция математического образования

Концепция развития математического образования в РФ

Приказ МАОУ СОШ №4 №15 от 18.01.2016 «О реализации Концепции развития математического образования в МАОУ СОШ №4 в 2016 году

О концепции математического образования

В последние годы, вопрос математической компетентности приобретает все большую важность и обсуждается на самом высоком политическом уровне. Компетенции в математике считаются ключевыми в развитии личности, активной гражданственности, социальной интеграции и занятости в современном обществе, основанном на знании. Если в советские годы страна традиционно была лидером по качеству математического образования, то сейчас эти позиции утеряны. Но, как известно, математика предельно важна для различных отраслей.

Цели разработки Концепции – повышение качества общего и профессионального образования, уровня массовой математической культуры населения, эффективности в использовании математических методов и инструментов в широком спектре профессиональной деятельности; выход на мировой уровень в области создания средств ИКТ, рост доли высших достижений в области математики и информатики, принадлежащих отечественным ученым.

Краткое перечисление ключевых идей,

подробные формулировки и мотивы которых есть в тексте Концепции:

  • Математика является, важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России. Реализация этого преимущества должна быть поддержана инвестициями (прежде всего – государственными) в фундаментальные исследования и приложения математики, проектирование средств ИКТ (включая программирование), в систему математического образования, и соответствующими преференциями.
  • В современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой математической компетентностью в математике, включая информатику. Формирование этой компетентности – задача образования, начиная с раннего, дошкольного возраста. «Нет детей, не способных к математике» – обучение должно строиться, не допуская пробелов, на основе определения индивидуальных динамических зон («коридоров») ближайшего развития, поддержания уверенности в своих силах, интереса к математике, приложению ее к реальным задачам.
  • Информационная, цифровая цивилизация, экономика, основанная на знании, требуют новых видов и уровней математической грамотности, культуры и компетентности от профессионалов. В частности, создание средств и инструментов ИКТ является, прежде всего, математической деятельностью. Государство должно дать каждому возможность бесплатного продуктивного освоения любых областей математики.
  • Освоение математики должно происходить, в первую очередь, в процессе решения содержательных задач на основе точно сформулированных правил. Математическая деятельность – ключевой элемент всей системы математического образования. Использование современных технологий и инструментов деятельности, сред взаимодействия становится ключевым фактором в эффективности и результативности образования.
  • Различные сегменты математического образования важны и взаимно необходимы. Среди них, например: научное совершенствование в ходе сотрудничества мировых математических лидеров; освоение фундаментальной математики студентами направлений прикладной математики, информационных технологий, будущими инженерами, профессионалами экономики и управления; создание сред и ситуаций математического открытия и взаимодействия для дошкольников, подготовка их воспитателей и родителей.
  • Необходимо создать условия в ведущих университетах и исследовательских центрах для привлечения российских и мировых лидеров к математическим исследованиям и подготовке кадров в России. Также необходимо создать условия для появления новых перспективных организаций.
  • Особую поддержку и свободу профессиональной деятельности должны получить лидеры: среди школ профессиональной математики и из числа общеобразовательных учреждений, а также отдельные выдающиеся педагоги. Необходимы меры для повышения среднего и минимального уровня освоения математики на каждом уровне общего образования.
  • Профессионально-общественная активность математиков, как и педагогов-математиков, осознание и реализация ими своей общественной миссии и ответственности необходимы для развития математического образования.
  • Ряд проблем математического образования не может быть решен внутри него, он связан с более широким кругом вопросов; создание, обсуждение и реализация Концепции может помочь эти вопросы выявить, сформулировать и, возможно, продвинуться в их решении.
  • Проблема качества педагогов-математиков должна получить системное решение, включающее: ориентацию и отбор школьников, деятельностную подготовку (решение задач и работу с детьми) студентов, в том числе склонных к педагогической работе из непедагогических вузов, аттестацию учителей по достигаемому ими приращению математической компетентности учеников, предложение альтернативной деятельности (например, занятия с отстающими, математический кружок для младших классов) педагогам с пониженными результатами аттестации

В результате реализации концепции:

  • Будет преодолена тенденция последних десятилетий по снижению уровня математического образования, достигнуто лидирующее положение российского математического образования в мире
  • Повысится профессиональный уровень работающих и будущих педагогов-математиков
  • Увеличится доступность математического образования
  • Повысится математическая образованность различных категорий граждан в соответствии с общественной необходимостью и индивидуальной потребностью
  • Получат поддержку лидеры математического образования: институты и отдельные педагоги, появятся новые активные и молодые лидеры
  • Проведение прикладных математических исследований в промышленности и обороне будут обеспечены кадрами необходимой компетентности.
  • Повысится общественный престиж математики и интерес к ней.
  • При планировании реализации Концепции, с использованием подготовительного анализа будут выработаны показатели и установлены их целевые значения (там, где это возможно – с величинами и сроками). Например:
  • будет повышаться порог для поступления в группы, готовящие педагогов-математиков (необходимо будет попасть в 40% — 30% — 20% лучших по математике выпускников),
  • усилены профессиональные требования к вузовским преподавателям математики (ученая степень в области математики, публикации в профессиональных изданиях),
  • в интернете будет размещаться литература и инструменты, бесплатные для использования в математическом образовании (выделяются категории и задаются сроки и параметры ресурсов),
  • получат федеральный статус лучшие математические школы и педагоги, появятся новые, будет расти доля учителей математики, удовлетворяющих профессиональному стандарту,

Использованы материалы Буянтуевой Валентины Табитуевны, учителя математики МБОУ «Курумканская СОШ № 2»

2014-2015 учебный год

План мероприятий МАОУ СОШ №4 по реализации Концепции математического образования

План работы МАОУ СОШ №4 по реализации Концепции математического образования